​Как выбрать свою модель бизнеса

4 апреля 2017 г. 11:29

Одним из первых ключевых документов, которые составляет любой современный бизнесмен является бизнес-модель. Фактически это то, без чего не сможет существовать ни одна компания, и ни один инвестор не станет иметь с вами дело.

Конечно, тем, кто только задумывается о создании собственного бизнеса, сразу же стало интересно, что же это за важная «бумажка», без которой у них ничего не получится, и (что еще важнее) где ее достать.

Не стоит пугаться, потому что бизнес-модель это всего лишь (если, конечно, можно так легкомысленно говорить) документ, который отображает работу вашей компании на всех уровнях, и при этом показывает все пути получения вами прибыли.

Отметим, что не стоит путать бизнес-модель со стратегией компании. Несмотря на внешнюю общую схожесть, эти программы на самом деле имеют несколько существенных важных отличий. Например, бизнес-модель ориентирована на создание устойчивой компании, которая будет регулярно приносить прибыль, в то время как стратегия компании больше работает на конкурентоспособность и создание постоянного преимущества перед аналогичными компаниями на рынке. Грубо говоря, бизнес-модель отвечает за образ «рабочей лошадки», которая ни при каких условиях не сойдет с дистанции, а стратегия – за победу любой ценой, даже если это будет приносить меньше прибыли.

Конечно, в большинстве компаний это не два отдельных взаимоисключающих документа, а слаженный план работы и развития проекта, а потому, недооценивать даже один из них просто нельзя.

Итак, когда мы узнали что такое бизнес-модель и почему она так важна для начала ведения бизнеса, стоит приступить к созданию ее самой.

Важно помнить, что для разработки стартовой бизнес-модели вам не обязательно проводить детальный анализ внешних факторов и рынка – в начале это будет скорее простая схема понятных вам действий и планов. Вероятнее всего в будущем вам придется еще не раз переделывать бизнес-модели, и с каждым разом они будут становить все точнее и ближе к реальному плану действий.

Эксперты рекомендуют создавать бизнес-модель в виде графических или схематических рисунков – тогда она будет более понятной и запоминающейся как для вас, так и для вероятных инвесторов.

Одним из самых известных шаблонов подобной модели считается вариант, предложенный в 2004 году швейцарским специалистом Александром Освальдеровым. По утверждению автора, на данный момент ее уже использовали 5 миллионов бизнесменов «для внесения ясности в ведение собственного бизнеса и принятия важных решений».

​Как выбрать свою модель бизнеса

Канва данного шаблона состоит всего из девяти основных аспектов вашей работы:

  • Структура издержек:
  • Потоки поступления доходов:
  • Ключевые виды деятельности;
  • Партнеры;
  • Ресурсы;
  • Взаимоотношения с клиентами (обратная связь);
  • Каналы сбыта;
  • Ценностные предложения;
  • Потребительские сегменты (целевая аудитория).

Каждый раздел данного шаблона отражает один из ключевых элементов функционирования любой компании вне зависимости от ее устойчивости на рынке и масштабов работы. Конечно, подобное деление подразделов довольно условно, однако именно оно позволяет почувствовать основные потоки финансов в вашей компании и, соответственно, рассчитать возможные затраты и прибыль.

Стоит помнить, что, даже учитывая прошлое уточнение относительно того, что первоначальный бизнес-план может быть довольно схематичным, не стоит пускать его исправление на самотек. Во время регулярных исправлений вы сможете более тщательно ознакомиться с работой собственной компании и, возможно, увидеть ее слабые и сильные стороны. Таким образом, вы поймете, какому направлению стоит уделить особое внимание. Вполне возможно, что для успешной раскрутки проекта вам не хватает только эффективного взаимодействия с клиентами или надежного партнера.

Кстати, если уж вы до сих пор не определились, как именно хотите зарабатывать деньги и имеете только идею о том, что хотите предложить потребителям, то в этом вам также может помочь составление бизнес модели.

Согласно теории двух специалистов, а именно Марка Джонсона и Клэйтона Кристенсена, существует несколько основных подходов к ведению бизнеса. О некоторых из них мы вас ознакомим.

Партнёрский клуб. Зачастую предполагает продажу только членам клуба или же предоставления им существенной скидки взамен на регулярность сделок (например, Клуб семейного досуга)

Посредничество. Думаю, даже объяснять не стоит – участие в сделке и получение процента от прибыли.

Комплектация. Зачастую предложение по продаже дополняющих друг друга товаров (например, Розетка).

Краудсорсинг. Чаще всего используется в ИТ-сфере. Дает возможность создавать собственный контент и открывает доступ к чужому. Фактически самозаполняющийся сервис.

Freemium. Как и прошлая модель, активно эксплуатируется стартаперами ИТ-сферы. Согласно основному принципу, пользователю предоставляется доступ к ограниченному функционалу какого-либо сайта или программы, а дополнительный он может приобрести за символическую плату.

Одной из самых интересных и результативных моделей, по нашему мнению, является так называемая модель «бритвы и лезвия». Фактически это единоразовая покупка одного дорогостоящего прибора с последующей покупкой расходных материалов.

Стоит отметить, что это всего лишь несколько из основных бизнес-моделей, которые существуют в мире. Со временем многие компании начинают комбинировать их и получать тем самым собственные уникальные способы работы компаний. Главное, о чем вас никогда не стоит забывать – так это о том, что нет предела совершенству, и любую, даже идеальную, по вашему мнению, модель, можно сделать еще лучше.

Напомним, что ранее TechNation ознакомил своих пользователей с тем, как стоит составлять другие полезные документы для ведения бизнеса. Среди них были представлены бизнес-план, инвестиционная презентация и Executive summary.

Интересные статьи