Зачем стартапу нужен бизнес-план

14 февраля 2017 г. 11:05

Начинающие предприниматели считают, что бизнес-план необходим для того, чтобы убедить будущих инвесторов в успехе вашего дела, однако, это не так. На самом деле он нужен всегда, хотя бы для того, чтобы вы могли разработать реальную стратегию развития вашего бизнеса.

Зачем стартапу нужен бизнес-план

Тем не менее, не будем отрицать, что чаще всего бизнес-план составляется только для встречи с потенциальным инвестором, а, следовательно, нам стоит рассматривать именно такой вариант его написания. Также, заметим, что в данной статье речь пойдёт о правильных и неправильных вариантоах написания бизнес-плана, если же вам нужно подсмотреть как и о чём писать в каждом из пунктов, то почитайте нашу предыдущую статью Чек-лист: бизнес-план для правильного бизнеса.

Итак, для начала разберемся, что же такое бизнес-план. Фактически это документ, в котором вы указываете юридическое название фирмы, услуги и товары, предоставляемые ею, где они производятся, какой рынок сбыта и его целевая аудитория. Важно также упомянуть о денежных средствах, необходимых для дальнейшего развития дела, маркетинге компании и сотрудниках (учредителях), которые принимают активное участие в развитии компании.

Стоит помнить, что вся информация в бизнес-плане должна соответствовать действительности и не быть чересчур оптимистичной. Во-первых, это сразу же говорит о вашем незнании рынка, а во-вторых, покажет потенциальным инвесторам, что вы плохо разбираетесь в своей работе. Следовательно, они вряд ли доверят вам свои деньги.

Кстати, на такой случай, вы можете составить несколько вариантов бизнес-плана – с оптимистичным, наиболее вероятным и пессимистичным развитием событий. Таким образом, вы покажете, что продумали все варианты развития событий и знаете, как действовать при каждом из них. Более того – вы уверены, что в любом случае ваш бизнес не станет убыточным, что крайне важно для инвесторов. Кстати, не лишним будет и рассказать о том, в какие сроки окупятся вложения инвесторов. Не ставьте слишком узкие временные рамки, иначе это будет выглядеть слишком самоуверенно.

Также вам стоит заранее уяснить один неоспоримый факт – инвесторы вкладывают деньги не в ваш проект, а в специалистов, которые его развивают. Даже самый лучший бизнес прогорит, если им будут заниматься непрофессионалы, да еще и без энтузиазма, а только из-за денег. Именно поэтому стоит заранее продумать, кого именно вносить в бизнес-план. Кстати, преувеличивать их знания и навыки не стоит – инвесторы вполне могут захотеть лично побеседовать с сотрудниками, и тогда ваш обман будет раскрыт. Думаю, о последствиях такого разоблачения, вы уже догадались.

Между прочим, слишком конкретизировать то, чем занимается ваш стартап в бизнес-плане не стоит – это явный признак того, что вы не уверены в собственных силах. Лучше, выделить несколько основных направлений. Также не следует упоминать такие словосочетания как «не имеет аналогов на рынке», «широкие возможности рынка», «отсутствие конкуренции» и другие. Каждое из этих утверждений легко оспорить и вы окажетесь в невыгодном положении. Кроме того, это очень банальные фразы и опытные инвестора сразу же поймут, что вы ищете просто эффектные, но ничего не значащие фразы.

Зачем стартапу нужен бизнес-план

Если вы действительно хотите показать себя профессионалом, то лучше потратить немного времени и проанализировать рынок, на котором вы собираетесь работать. Этим вы сразу убьете двух зайцев – определите свою целевую аудиторию, с которой планируете вскоре работать и основных конкурентов. Эта информация будет очень ценной, поскольку поможет вам узнать свои сильные и слабые стороны. Самый простой из вариантов - это SWOT-анализ. Возможно, в чем-то вы окажетесь значительно привлекательнее для клиентов.

Кстати, еще до составления бизнес-плана вы должны определится с ценой на свой товар или услуги и объяснить в документе, почему клиенты согласятся ее платить. Если ваши аргументы покажутся инвесторам достаточно вескими, а стратегия развития компании – убедительной, то шансы на получения дополнительных инвестиций возрастают в разы.

Итак, подытожим, что же обязательно должен содержать бизнес-план:

  • Описание бизнес-идеи
  • Объем необходимых денежных средств
  • Маркетинговую стратегию
  • Описание производственного процесса
  • Структуру организации
  • Срок окупаемости инвестиций
  • Оценку рисков сильных и слабых сторон бизнес-идеи.

Подробнее по каждому пункту, которые жизненно необходимо поместить в бизнес-план, читайте в нашей предыдущей статье.

Теперь поговорим о том, чего же ни в коем случае не должно быть в вашем бизнес-плане, чтобы он произвел на инвесторов положительное впечатление, и заставил их немного расщедриться.

Как уже было сказано раньше, не стоит слишком конкретно рассказывать о том, чем занимается ваш стартап – это будет звучать, как крик о помощи сродни «вроде не бездельники и могли бы жить» и вызовет подозрение. Тоже касается и шаблонных фраз типа «отсутствие конкуренции».

Также не стоит приукрашивать преимущества членов своей команды и приписывать им несуществующие навыки.

Не стоит настаивать на том, что ваш стартап заинтересует всех и в мгновение ока получит популярность из-за своей «уникальности». В этом случае вы допускаете сразу 2 ошибки – шаблонность фразы и необоснованность вывода.

Зачем стартапу нужен бизнес-план

Первый год работы вашей компании стоит расписать помесячно, в то время как остальные можно сделать более обобщенными, иначе инвесторы могут плохо ориентироваться в вашем бизнес-плане.

Избегайте недостаточно точного анализа рынка – это говорит о вашей неосведомленности.

Не стоит говорить о сделках, если они еще не заключены, иначе вы можете дать инвесторам ложные надежды, и в конечном итоге потерять сразу нескольких партнеров.

Не забывайте о реальных финансовых показателях. Они не могут мгновенно вырасти до небес, и постоянно держатся на высоком уровне. В конце концов, есть конкуренты, которые непременно захотят украсть вашу идею и создать на ее основе более интересный для целевой аудитории продукт.

Все эти факторы стоит учитывать, чтобы допустить как можно меньше ошибок, ведь каждая из них может стать причиной срыва выгодной сделки. Тем не менее, помните, что создать идеальный бизнес-план практически невозможно, поскольку у каждого предпринимателя свои запросы и понимание сути дела.

Интересные статьи