Стоит ли продавать бизнес?

7 февраля 2017 г. 14:15

Рано или поздно у каждого предпринимателя возникает вопрос – а не продать ли ему свое детище? Ответ на этот вопрос просто не может быть однозначным, потому что во многом зависит как от владельца, так и от самого бизнеса.

Стоит ли продавать бизнес?

Также, стоит помнить, что существуют предприниматели, которые не заинтересованы в развитии бизнеса в принципе – для них важно создать компания, а затем выгодно ее продать. То есть для них развитие одной, пусть и прибыльно, фирмы, кажется не таким выгодным, как регулярная «доводка» нескольких новых.

Итак, для начала стоит определиться, какие могут быть абсолютно объективные причины для продажи любого бизнеса:

  • Потеря интереса к дальнейшему его развитию;
  • Желание испытать свои силы в других направлениях;
  • Необходимость сконцентрироваться на развитии других, уже существующих, направлений (вариантах собственного бизнеса);
  • Переезд владельца в другой город;
  • Недееспособность владельца (по возрасту или из-за болезни);
  • Финансовая невозможность в дальнейшем вести бизнес самостоятельно (например, в связи со смертью партнера или разделом компании);
  • Необходимость срочно получить денежные средства по личным нуждам.

Также могут быть и другие причины, например, вы не чувствуете, что сможете достойно конкурировать с другими фирмами, изменение законодательства, желание продать компанию в наиболее благоприятный период и получить большую выгоду или же другие субъективные причины.

Отметим, что в контрактах, в основном, всегда указывается причина продажи бизнеса, а потому скрыть убыточность предприятия не получится. Кроме того, если вы планируете продать фирму, то вам придется иметь дело либо со специалистами, способными всегда поймать вас за руку, или же с новичками, которые вряд ли смогут заплатить высокую цену.

Для того чтобы правильно и адекватно оценить свою фирму вам необходимо, определить, будет ли она интересна потенциальному покупателю. Для этого найдите сильные стороны вашего бизнеса (интересное направление, мало конкурентов, имеет безупречную репутацию, большое количество постоянных клиентов, долго на рынке и прочее). Также стоит сразу же определить сумму, которую вы планируете выручить за проведенную сделку – она должна быть не слишком высокой для целевого рынка, но при этом такой, чтобы вы могли немного снизить цену.

Стоит ли продавать бизнес?

Важный момент – если вы уже давно размышляете о продаже и при этом регулярно мониторите соответствующие сайты, то определите, какой период будет наиболее благоприятный для продажи. Например, если вы планируете продавать новостной сайт, то это стоит делать в любой период кроме лета – тогда спрос был наиболее низким, а цена существенно снизится.

Однако если вы уверены, что в будущем дела вашей фирмы по каким-либо причинам (например, вступает в силу определенный закон), пойдут немного хуже, то также стоит продать бизнес.

Если же вы приняли решение все же продавать бизнес, то для этого вам стоит привести его в порядок и подготовить к продаже. Кстати, когда вы увидите свое детище в новом обличии, то, вполне возможно, вы поменяете свое решение и не захотите продавать предприятие. По крайней мере, так поступает каждый третий предприниматель.

Для начала вам стоит взглянуть на свою фирму свежим взглядом. Часто вы просто не замечаете ярких преимуществ, потому что привыкли к ним и считаете обыденностью. В этом ответственном деле могут помочь даже ваши друзья, более или менее сведущие в бизнесе.

Также поищите преимущества, которые будут интересны вашему потенциальному покупателю, а не лично вам. Кстати, интересы могут быть самыми разными – если это квалифицированный предприниматель, то он будет искать в вашем бизнесе одно, а если это «папина дочка», для которой дело вашей жизни лишь игрушка, то совершенно другое.

В любом случае, изначально необходимо провести самую тщательную работу и подготовить предприятие к продаже – устранить все имеющиеся недостатки и составить качественный, а главное реальный бизнес-план и возможные стратегии развития компании в будущем. Очень важно, чтобы все документы были оформлены надлежащим образом и, по возможности, нотариально заверены – это произведет впечатление. Также вы можете показать себя профессионалом, если предъявите потенциальному покупателю статистику за прошлые периоды, демонстрирующие работу вашей фирмы.

Что же касается непосредственно переговоров, то лучше их проводить в условиях относительной конфиденциальности. Во-первых, так вы гарантировано сохраните своих специалистов, которые, зачастую, и являются залогом вашего успеха, а во-вторых, избежите паники среди своих сотрудников. Кстати, их будущее лучше заранее прописать в контракте, если только вы с партнером не являетесь единственными работниками.

Теперь самый главный вопрос – кому продать бизнес? Ответ прост – тому, кому это будет выгодно. Например, это может быть конкурентная фирма, которая знает, что таким образом сможет устранить мощного соперника, или же один из ваших знакомых, заинтересованных в ведение бизнеса. Не стоит забывать и о специализированных сайтах, где вы можете просто поместить объявление о продаже. Короче вариантов – море, но лучше не использовать только один из них, если, конечно, вы действительно заинтересованы в заключение сделки.

Кстати, маленькое уточнение – треть предпринимателей, которые хотели продать свой бизнес из-за его убыточности или угасшего интереса, меняли свое решение после проведения надлежащей подготовки предприятия. Устранив существующие недостатки и наладив работу фирмы, они начинали получать от нее значительно больше, а также загорались желанием вывести бизнес на новый уровень и «испытать его на прочность». Так что, всегда стоит подумать – возможно, вам просто немного изменить свое отношение к работе?

Интересные статьи