Как обнаружить сильные и слабые стороны будущего стартапа

8 февраля 2017 г. 11:36

Нет проще способа оценить реальные или возможные факторы, влияющие на ваш бизнес, чем SWOT-анализ. Эта страшная аббревиатура (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) на самом деле не такая уж и страшная, а означает всего лишь метод планирования, который дает возможность обнаружить разделить внешние и внутренние факторы, влияющие на что-либо. В данном случае речь пойдет о бизнесе.

Как обнаружить сильные и слабые стороны будущего стартапа

История его возникновения довольно проста – в 1963 году, в Гарварде, во время обсуждения проблем ведения бизнеса профессор Кеннет Эндрюс предложил использовать новый метод планирования. Однако полностью SWOT-анализ был сформирован всего лишь через два года, в сотрудничестве с его коллегами Леранедом, Кристенсеном и Гутом. Именно они впервые показали, как можно использовать их изобретение для планирования будущей стратегии фирмы. С того момента почти все предприниматели стали активно применять SWOT-анализ в своей работе.

Итак, стоит, наконец-то уже сказать более конкретно, что же собой представляет этот анализ. Для этого вам необходимо создать четыре колонки, в которых вы опишите сильные и слабые стороны вашего предприятия, а также его возможности и угрозы. Отметим, что категория сильных и слабых сторон относится к внутренним факторам, т. е. те факторы, на которые вы можете повлиять, а возможности и угрозы относятся к внешним факторам, т.е. факторы, влияющие на вас в одностороннем порядке. Важно помнить, что стоит писать не только об уже существующих факторах, но и о тех, которые могут возникнуть в будущем.

Вот самый простой пример таблицы для SWOT-анализа:

Как обнаружить сильные и слабые стороны будущего стартапа

Рассмотрев все факторы, которые, так или иначе, на вас влияют или могут повлиять в будущем мы и проведем SWOT-анализ.

Как видим, это довольно простой метод, который может использовать каждый за довольно небольшое время.

Однако если вы хотите использовать более сложный, но и более качественный SWOT-анализ, то табличка должна выглядеть немного иначе:

-

Возможности

Угрозы

Сильные стороны



Слабые стороны



Подобный вариант необходим для описания действий, которые помогут уменьшить риски и получить большую выгоду. Заполняя таблицу, следует внести в нее действия, которые помогут использовать потенциальные возможности бизнеса и устранить угрозы, задействовав сильные стороны и прикрыв слабые.

Вот более подробное описание инструкции заполнения:

-

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Какие сильные стороны следует использовать, чтобы получить выгоду от возможностей во внешней среде

Что необходимо сделать для устранения угроз

Слабые стороны





За счет каких факторов внешней среды организация сможет преодолеть имеющиеся слабости

От каких слабостей необходимо избавится, чтобы предотвратить угроз

Эффективность метода

Следует отметить, что зачастую SWOT-анализ используют для начальной оценки ситуации, то есть до того, как предпринять какие-либо действия.

К примеру, вы решили создать стартап, уже провалидировали вашу идею, и даже создали некое подобие MVP. Вот это тот самый момент, когда следует провести SWOT-анализ, для реальной оценки того, есть ли шансы на жизнь у вашего предприятия.

Стоит учитывать, что SWOT-анализ имеет массу преимуществ, поскольку доступен каждому, не требует затрат денежных средств, его можно применять для анализа любых объектов (как предприятий, так и обычных городов), в том числе и меняя саму цель проведения SWOT-анализа (в каком направлении выгоднее развивать город – как промышленный, или все же для туризма). Также его можно провести оперативно, например, в кафе, ожидая потенциального партнера, или же наоборот – спланировать стратегию компании на ближайшее будущее.

Несмотря на массу преимуществ, SWOT-анализ нельзя считать панацеей для всех проектов и стартапов – с его помощью можно увидеть только общие факторы, однако конкретные мероприятия для получения возможности или же устранения угрозы следует разрабатывать отдельно. Также метод не выявляет основные связи между факторами, что, зачастую, значительно упростило бы ситуацию, предоставляет только пересечения различных факторов, без оценки их значимости и показывает только статичную информацию, без влияния каких либо динамичных факторов.

Кроме того, стоит учитывать и то, что, в большинстве случаев, SWOT-анализ имеет довольно субъективный характер, то есть во многом зависит только от видения и знания того, кто его проводит. Тем не менее, это один из немногочисленных факторов, на которые можно повлиять – для этого стоит задействовать для составления анализа нескольких специалистов из разных сфер, чтобы привлечь больший массив информации и получить максимально объективный результат.

В будущем, после проведения SWOT-анализ можно использовать и другие методы для оценки или планирования будущего вашего проекта, например, стратегическое планирование развития продукта, анализ динамики рынка и другие методы.

Вопреки некоторым негативным факторам, которые, возможно, изменили ваше мнение о SWOT-анализе, его значение сложно переоценить, потому что он является базовым для ведения бизнеса. Именно он поможет вам решить множество вопросов, которые могут возникнуть у потенциальных партнеров, инвесторов, сотрудников и даже первых клиентов.

Где применяется SWOT-анализ?

Как мы уже упоминали, SWOT-анализ применяется не только для бизнеса, но и для других целей. Сам по себе метод дает структурированное описание любой ситуации, по которой проводится анализ.

Применений для этого анализа можно найти много. Например, если вы потенциальный стартапер, то можете этим методом оценить риски реализации вашей идеи, если бизнесмен – то потенциальные риски и возможности от выхода на новые рынки, ну, а продакт-менеджеру данный метод покажет, стоит ли реализовывать ту или иную идею в вашем проекте.

Метод довольно эффективный и регулярно используется уже более полувека, так что рано или поздно может пригодиться практически каждому человеку, вне зависимости от того, занимается ли он бизнесом.

Интересные статьи