Что такое «Executive summary» и для чего он нужен вашей компании

1 марта 2017 г. 11:58

Как вы считаете, что такое «Executive summary»? Если вы считаете, что это тот случай, когда можно блеснуть знанием английского языка и мгновенно перевести этот термин как «Управляющее резюме», то вы ошибаетесь. Если уж совсем упростить, то это скорее уж «Резюме руководства» - документ, составленный руководством компании для получения инвестиций.

Сразу стоит уточнить, что основная цель составления Executive summary – выгодно «продать» свою компанию, но, вместе с тем, этот документ не имеет практически нечего общего с бизнес-планом.

Основное отличие их состоит в том, что в бизнес-плане вы прописываете абсолютно все стороны своего бизнеса (как сильные, так и слабые), в то время как в Executive summary ваша задача заключается только в красивой подаче компании. Собственно говоря, вы должны представить реальную картину дел вашей фирмы, но при этом сделав акцент на ее сильных сторонах.

Что такое «Executive summary» и для чего он нужен вашей компании

Не стоит обольщаться и думать, что вы можете указать в Executive summary все, что вам заблагорассудится – зачастую это именно тот документ, на основании которого крупные компании и фонды принимают решение о возможном инвестировании проекта. Именно поэтому у многих из таких фирм есть отдел для составления собственного Executive summary о той или иной компании. В рамках подобного анализа специалисты скрупулезно изучают саму компанию, членов ее команды, рынок, а также производят расчеты возможной прибыли. Порой расхождения в расчетах между двумя Executive summary довольно большие – в 100-1000 раз.

Естественно, если компания обнаружит подобную оплошность, то это явно не сыграет вам на руку, поскольку будет характеризовать вас как не очень опытного специалиста, или того хуже – человека, который предоставил заведомо ложные данные. Именно поэтому стоит всегда тщательно проверять информацию, которую вы анализируете.

Если же вам до сих пор непонятно что же такое Executive summary, то скажу все то же, но другими словами. Это документ, коротко и ясно отвечающий на вопросы, которые могут возникнуть у потенциальных инвесторов, а именно на самый главный из них – «Зачем им инвестировать в ваш проект?».

Если вам удастся достаточно убедительно рассказать о своем проекте (хотя, возможно компания просто нуждается в дополнительном финансировании) и заинтересовать потенциального инвестора, то вы получаете шанс на дальнейшее сотрудничество.

Теперь же перейдем к делу и поговорим о том, как же составить Executive summary.

Первое, что стоит запомнить, так это то, что главное в данном «резюме» - это простота и в то же время четкость. Не стоит также игнорировать и лаконичность документа.

Что такое «Executive summary» и для чего он нужен вашей компании

Дело в том, что у большинства финансистов (а тем более крупных предпринимателей) просто нет времени перечитывать трехтомные талмуды о перспективных компаниях. Пусть даже в ней представлена самая гениальная идея из всех существующих – о ней просто не узнают. Именно поэтому стоит ограничиться 2-4 страницами стандартного текста, ну, не более 5 – это уж точно. На них вы должны ответить на девять основных вопросов, которые могут заинтересовать инвестора. Итак, в структуре Executive summary обязательно должны присутствовать:

  1. Титульный лист;
  2. Краткая характеристика компании;
  3. Проблематика и решения;
  4. Характеристика рынка;
  5. Краткий обзор технологии;
  6. Бизнес модель;
  7. График и бюджет;
  8. Члены команды;
  9. Список приложений.

Отмечу, что пропускать или менять местами разделы крайне не рекомендуется – у человека, читающего ваш Executive summary, может возникнуть впечатление, что вы не полностью контролируете свои мысли, раз они «скачут» в плане, а само резюме не придерживается четких критериев. Также существует риск, что вас просто неправильно поймут, что ничуть не лучше.

Итак, перейдем к делу.

Титульная страница должна содержать информацию о том, что это за документ (Executive summary), кем и когда он был подготовлен, контактная информация, а также краткая информация о его содержании (буквально одним предложением! Например, «Производство и продвижение товара А с помощью уникальной технологии Б»).

В следующей части лаконично опишите характеристики вашей компании, даже если она пока официально не зарегистрирована. Главное в этом разделе – рассказать, какие именно услуги и товары она предлагает, ее масштабность (продажи, партнеры, численность сотрудников). Также укажите, какие стратегические цели преследует компания.

В следующей главе объясните, какие проблемы существуют на рынке, и почему именно их решение кажется вам наиболее перспективным. В чем возможности и ограничения вашей стратегии? Стоит подкрепить ваши заявления статистическими данными, финансовым анализом, опросами и т.п.

Исходя из прошлой информации, проанализируйте рынок и определите свою целевую аудиторию. Также расскажите о конкурентах и их схожем товаре (это важно для построения стратегии). Укажите, какой сегмент рынка планируете занять, его объемы и темпы развития.

Когда вы определились с тем, что планируете производить, опишите технологии, которые вы будете использовать. Тут стоит показать уникальность и перспективность ваших технологий. Возможно, вы планируете применять запатентованные методы. Также помните, что Executive summary будут читать профессионалы, а потому вполне допустимо употребление специальных терминов. Тем не менее, не стоит злоупотреблять ими, как и допускать сленговые слова – текст должен быть максимально простым и ясным.

В разделе «Бизнес модель» укажите, каким образом ваш проект станет приносить доход, и как вы станете распоряжаться денежным капиталом (вкладывать в дальнейшее развитие или же просто извлечете прибыль). Также укажите, как планируете продвигать вашу компанию и все сопутствующие товары или услуги на рынке, общаться с целевой аудиторией и, конечно же, какие каналы сбыта будете использовать.

Поскольку вы уже затронули тему перспектив, то вам следует максимально их структурировать – основные этапы развития, каким путем будут достигаться поставленные цели, а также вероятные финансовые вложения, которые для этого требуются и, соответственно, как это повлияет на общий капитал компании. Не стоит приукрашивать реальность – ваш обман быстро раскроется.

Важно также рассказать о специалистах, работающих на ваш проект. Не стоит прилагать краткую биографию каждого из них, однако если ранее они работали в именитых компаниях, то стоит обязательно об этом упомянуть.

Кстати, то же касается и партнеров – вам сыграет на руку, если ими окажутся именитые игроки рынка.

Что же касается списка приложений, то в нем все предельно просто – тут содержатся названия всех важных (по вашему мнению) документов, которые более углубленно расскажут о работе компании, а также адрес, где их можно найти (возможно, электронный). Все они должны быть немедленно предоставлены по первому запросу инвестора.

Отметим, что если у вас есть информация, которой вы бы не хотели делиться, то ее не стоит указывать в Executive Summary, но ни в коем случае не просите инвесторов подписать документы о неразглашении – это крайне грубо.

Также довольно эффектно и убедительно будет выглядеть использование инфографик (стоит ли говорить, что многие люди значительно лучше воспринимают визуализированную информацию?).

Следуя всем этим рекомендациям вы сможете составить четкий и качественный Executive Summary, что в дальнейшем поможет вам получить инвестиции для развития вашего проекта.

Интересные статьи